Кто скажет, существует ли профессия «Коуч»? Если рассуждать формально, то в России ее официально нет. В мире она уже завоевывает позиции, получает юридическое оформление. В Европе коучинг в начале 2011 года внесен в реестр саморегулирующихся профессий. Деятельность коучей регулируется на основе 11 компетенций коуча и этических норм, разработанных Международной Федерацией Коучинга (ICF). Идет процесс и в отдельных странах. Можно предположить, что не за горами время, когда на вопрос регулирования нашей быстро развивающейся профессии обратят внимание не только отдельные профессионалы, но и официальные структуры. Готово ли к этому сообщество коучей и как мы можем помочь коучингу занять достойное место в списке реально существующих профессий?

Есть еще и совершенно прикладной аспект определения коучинга как профессии. Как сейчас может не сильно искушенный в вопросах обучения и развития человек понять, кто на нашем рынке действительно оказывает услуги коучинга, а кто надевает маркетинговую маску коуча, чтобы оказывать услуги, зачастую, не имеющие отношения к тому, что называется коучингом в мире, где эта профессия практически сформировалась?

И тут мы приходим к темам профессионального образования, стандартов профессии, компетенций, независимой оценки и сертификации специалистов, а также к вопросу о роли профессионального сообщества в регулировании деятельности  – ко всему тому, что задает рамку большинства профессий.

Коучинговое образование – быстрее или качественнее?

До 2008 года вариантов выбора места и формата обучения коучингу в России было крайне мало, их менее десятка. Можно было пойти на модульный курс одной из школ – чисто российской или международной - или набирать опыт на отдельных мастер-классах западных «гуру» коучинга, периодически привозимых в Москву теми же школами. Критерии выбора школы и/или программы были не очень ясными и очевидными, многие из решившихся на обучение делали выбор интуитивно или полагаясь на рекомендации коллег и друзей.

Многие выбирали краткосрочные программы, обещавшие освоение «новой прибыльной профессии коуча» за несколько выходных, а затем теряли энтузиазм, сталкиваясь с необходимостью заниматься маркетингом, продажами своих услуг и без конца объяснять потенциальным клиентам, чем же все таки коуч занимается.  С 2009 года стало заметнее позиционирование средне- и долгосрочных программ обучения коучей (от 15 дней очных занятий на протяжении нескольких месяцев), выделились лидеры рынка. Совокупное количество выпускников школ коучинга в нашей стране давно перевалило за тысячу, но сколько из них закрепилось в профессии и насколько профессионально они работают?

Кто знает, что именно делает коуч?

Сессия коучинга – дело интимное. С одной стороны, коуча и клиента связывают отношения конфиденциальности. С другой стороны, как коучу развиваться профессионально, если ему не с кем обсудить сложные вопросы, связанные с его работой? Во всем мире решению этой задачи служит профессиональная супервизия коучей. Специально обученные коучи-ассессоры, супервизоры, наставники в развитии профессиональных компетенций, работают с молодыми и профессиональными коучами как индивидуально, так и в формате малых супервизионных групп. Кстати, наличие супервизора фиксируется как одно из условий в контрактах на коучинг с корпорациями.

Что касается профессиональных сообществ, Международная Федерация Коучинга (ICF), например, требует от коучей, готовящихся к профессиональной сертификации на любой уровень – Ассоциированного Сертифицированного Коуча (ACC), Профессионального Сертифицированного Коуча (PCC), Мастера Сертифицированного Коуча (MCC) - чтобы они к моменту подачи заявления на сертификацию прошли не менее 10 часов менторинга с более опытным коучем на протяжении трех и более месяцев. В России пройти супервизию у опытного коуча еще три года назад было невозможно. Сейчас эта услуга становится более востребованной, супервизия становится доступнее, но, зачастую, ограничивается рамками школ, которые обслуживают только своих студентов и выпускников. На сегодня из открытых для всех и регулярно действующих супервизионных групп, работающих по международным стандартам, можно назвать только Cупервизионную Мастерскую Михаила Кларина, проходящую под эгидой российского представительства ICF, а также недавно стартовавшую Международную Супервизионную Группу под руководством Сильвианы Каннио при Школе Коучинга Nova Terra.

Время пришло

Профессиональная сертификация коучей, которую многие российские специалисты воспринимали как необязательный элемент своей работы, перестает быть роскошью.  Не за горами то время, когда она станет обязательным и необходимым атрибутом для тех, кто хочет быть в эпицентре коучингового бизнеса, а не на его задворках.

Правила бизнеса для коучей становятся более строгими, это факт. Уже сейчас международные провайдеры начинают требовать от коучей наличия независимой сертификации на уровне не ниже Профессионального Сертифицированного Коуча (РСС). Еще пример: до 2012 года членом ICF мог стать любой человек. С 2013 года членом ICF сможет быть только коуч, имеющий не менее 60 часов специального обучения по аккредитованной программе, соответствующей стандартам профессии. Прохождение независимой сертификации и супервизии в ближайшее время станут обязательными, а не факультативными элементами участия в профессиональном сообществе коучей. Таким образом ICF строит систему повышения качества коучинговых услуг, подтверждая свои позиции лидера, ответственно относящегося к развитию профессии коуча, коучей-профессионалов и международного рынка коучинга.

А дальше - выбор за самими профессионалами!

Юлия Чухно

Executive- и бизнес-коуч, руководитель проекта Nova Terra Coach Training & Corporate Development  julia@novaterracoaching.com

Оформить подписку на издание