Коучинг как направление возник на стыке психологии, менеджмента, спортивного тренерства, бизнес консультирования и жизненного опыта. Он опирается на концепцию осознанной жизни и возможности постоянного и целенаправленного развития человека.  Термин введен в  сферу бизнеса в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором.

Что входит в поле деятельности коуча, и каким образом коучинг способствует бизнесу, рассказала директор представительства Международного Эриксоновского Университета коучинга в РФ и странах СНГ Анна Лебедева.

На что влияет коучинг в компании?

Коучинг влияет на многие области бизнеса, в первую очередь касающиеся инноваций, целеполагания, планирования и нацеленности на будущее. Это можно проследить по результатам любой компании, внедрившей у себя метод коучинга. Он сильно повышает инновационное (креативное) мышление сотрудников, стимулирует инициативу "снизу",  приводит к поиску новых методов работы, улучшает планирование, нацеливая на результат. И, наконец, приучает сотрудников к постоянным поискам и внедрениям эффективных изменений.

Коучинг позитивно влияет на производительность труда, то есть на повышение прибыльности и уменьшение затрат предприятия. Когда сотрудники чувствуют искреннюю заботу о себе и видят, что с их мнением считаются, им хочется  глубже разобраться во всём, например, из чего складывается их зарплата или прибыльность предприятия.

Сотрудники начинают более осознанно подходить к работе с клиентами, вникать во все производственные процессы, и это существенно снижает уровень брака. Есть фактические доказательства того, что в коллективах, освоивших коучинг как корпоративный стиль управления, при всех равных составляющих, люди меньше болеют, меньше уходят по собственному желанию. Следовательно, не приходится тратить средства на обучение нового персонала и на оплату больничных листов.

Как влияет коучинг на отношение в коллективе?

Коучинг позволяет добиться осознанности в деятельности. Хорошие отношения в коллективе - это когда руководитель подходит к людям с вопросами, а не с приказами, когда начинается обсуждение, а не пререкания, когда в коллективе мнение каждого ценно. Когда все чувствуют себя "в своей тарелке",  когда нет зажатости, конфликтов, местничества, кумовства. К сожалению, в русском бизнесе сотрудники предприятия зачастую создают некие "кланы", объединения "против кого-то" (наследие командно-административной системы).

Но если руководитель использует коуч-подход, то у сотрудников нет ни потребности, ни мотивации создавать что-то за его спиной. Отношения чистые, конфликты проясняются быстро, а целенаправленные действия команды ведут к хорошему результату.

Сейчас каждый руководитель старается сформулировать миссию своего бизнеса. Каким образом достичь понимания миссии компании каждым сотрудником?

Внедрение коучинга в коллективе как раз и развивает осмысленность труда каждого. С коучинговым подходом  миссию и видение компании нам будет гораздо легче донести до каждого сотрудника, даже до рядового, работающего, положим, на конвейере. Каждый из людей начинает "просыпаться", осознанно вовлекается в то, что он делает, задумываться о том, для кого он это делает, начинает вставать на точку зрения своего клиента. Думая о людях, которым предназначен продукт или услуга компании, сотрудники уже никогда не смогут формально относиться к своим обязанностям. Всё, что они делают, они начинают делать от всей души, с любовью, удобнее и проще, потому что это – ДЛЯ ЛЮДЕЙ!

Коучинг – это технология задавания вопросов?

Коучинг дает руководителю возможность задавать невероятно сильные и  эффективные вопросы. Вы, возможно, спросите: «Что, разве руководители не знают, какие вопросы им задавать?» Конечно, знают. Но дело в том, что у любого вопроса есть не только ЧТО, но и КАК: как именно этот вопрос задан, как он сформулирован. А ведь именно от этого зависит конечный результат обсуждения.

Рассмотрим типичную ситуацию: руководитель собирает сотрудников. Предположим, назрела некая проблема, которую неотложно нужно решить. Для того чтобы люди вовлеклись в принимаемые решения, руководитель-коуч задаст открытый "волшебный" вопрос (одна из техник, которой мы обучаем). Этот вопрос "запустит" механизм эффективного и творческого обсуждения. В результате сотрудники найдут новые, экономически выгодные варианты, о которых руководство, вполне вероятно, и не подозревало. Плюс ко всему, обсудив проблему (а в коучинге существует масса инструментов именно для дискуссий), люди сами, без всяких приказов поймут, зачем и почему необходимо это сделать, сами поставят цель, сами разработают пошаговую стратегию, сами найдут оптимальные пути её реализации. Скажете, фантастика? И это не фантастика, это реальность, которую создают руководители-коучи.

Какое отличие существует среди сотрудников  "восточного" и "западного" типа?

Восточный сотрудник не спрашивает "что, как, почему и зачем", он просто делает то, что сказал старший. А западный сотрудник  будет спрашивать, почему это нужно делать так, почему это должен делать именно я? Его ещё надо будет убеждать, а это иногда приводит к конфликтам. Но если руководитель освоил инструменты коучинга, то "сильные" вопросы, заданные им, раскроют новые  возможности для обсуждения, эти "открытые" вопросы создадут в коллективе творческую атмосферу. Будут инновации быстрее внедрятся.

Можно ли обучиться коучингу самостоятельно, по книгам?

По книгам и видео коучингу обучиться, конечно, возможно, даже можно научиться задавать  вопросы. Но это будет походить, скорее, на стрижку, сделанную самому себе перед зеркалом. Разумеется, некоторые "сильные" вопросы  даже по книжным рекомендациям вы научитесь задавать. Лично я, когда начинала учиться коучингу, тоже прочла много книг, однако, чем больше я читала, тем меньше что-либо понимала. И лишь в атмосфере коллективного обучения коучингу всё прочитанное усвоилось быстро.

Сейчас изданы две книги Мэрилин Аткинсон, которые мы рекомендуем всем: и начинающим, и обладателям Дипломов. Переведены на русский язык  книги Джона Уитмора и Тимоти Голви. Есть еще несколько полезных книг. В продаже они есть. К сожалению, в последнее время на рынке появились книги недобросовестных авторов, предлагающих под названием  "коучинг" нечто не имеющее отношения к предмету. Будьте осторожны, обучаясь только по книгам, вы рискуете сильно запутаться.

 Как вы относитесь к тренингам? Практикуются ли они в Эриксоновском Университете?

Именно на тренингах приобретается практический опыт. Именно в группах, работая  вместе с другими руководителями, приехавшими из разных регионов, в процессе обучения можно легко и эффективно разрешить свои производственные и личные проблемы. Практика показывает, что наилучшие результаты приносит всё-таки практический курс обучения.

Как руководитель Представительства Международного Эриксоновского Университета коучинга, я прошу Вас очень серьезно выбирать, у кого учиться коучингу. Могу порекомендовать профессиональных сертифицированных специалистов-тренеров, которые практикуют обучение коучингу и о степени мастерства которых свидетельствуют успехи их выпускников. Кстати, пройти тренинги вовсе не так дорого, да и не так долго, как кажется. Коучинг позволяет обрести новый взгляд на многие привычные вещи. Главное, всё обучение проходит в безопасной и творческой атмосфере, при поддержке опытного тренера-коуча. А это двойная польза!

Хотите приобрести 9 номеров журнала "Коучинг в организации"?