При взаимодействии люди всегда исполняют какие-либо роли. Многие понимают, что они играют какие-то роли, но это понимание скорее можно назвать интуитивным, чем структурированным.

Елена Виль-Вильямс. Игорь Чуланов

Елена Виль-Вильямс. Игорь Чуланов

Ролевой коучинг – метод, который мы предлагаем для работы с теми ролями, которые используются руководителями и сотрудниками в деловых отношениях.

Деловые отношения отличаются от других (дружественных, семейных) тем, что они более структурированные и, соответственно, более управляемые, в связи с чем логично предполагать, что те роли, которые используют руководители и сотрудники в коммуникации, можно определять в структурированных понятиях, моделировать и использовать в качестве эффективных инструментов коммуникации.

Люди путаются и в том, какие задачи они решают с помощью используемых ими ролей и в том, какую именно роль они используют в конкретной ситуации. Часто на первый план выходят задачи психологического и личного уровня, таким образом, замещая собой функциональные задачи, не смотря на то, что выполнение функциональных задач в организации является приоритетным.

В этом случае изменяется не только поведенческие характеристики роли, но и её смысл, она становится невнятной, нечеткой и неэффективной.

В коммуникации люди часто используют «Роли-привычки», то есть роли, которые исполняются человеком только потому, что он к ним привык и поэтому исполняет их везде, не корректируя свое поведение в соответствии с изменением контекста отношений.

Например, в любой профессии формируется специфический ролевой репертуар, который при смене человеком профессии или вида деятельности, переносится на новые отношения. Человек по-прежнему остаётся в привычной для него модели поведения, не смотря на то, что в другой корпоративной культуре, в новом контексте отношений, необходимо пересмотреть свой ролевой репертуар.

Как проходит процесс работы в ролевом коучинге?

Встречаясь с клиентом, мы, прежде всего,  исследуем ту бизнес-реальность, в которой он находится, как он эту реальность выстраивает и какие роли при решении различных функциональных задач использует.

После этого мы предлагаем клиенту прояснить, какие цели и задачи для него являются приоритетными, в какой степени используемые им ролевые модели этим задачам соответствуют и выбрать из них наиболее адекватную ролевую модель или создать новую.

После того, как ролевая модель выбрана, мы помогаем клиенту выстроить эту роль, в том числе, подобрать соответствующие коммуникативные атрибуты, найти образ, метафору для данной ролевой модели и закрепить роль, используя его личностные ресурсы.

Елена Виль-Вильямс. Игорь Чуланов
Executive коучи, создатели метода Ролевой коучинг и авторы метода Бизнес театр, бизнес тренеры, преподаватели МВА , ЕМВА и DBA Школы Бизнеса Синергия и ИБДА РАНГХ и ГС
E-mail: aplus5@yandex.ru