Удивительное дело – практически сразу после того, как я стал осваивать и практиковать коучинг как формат профессиональной помощи, я столкнулся с дилеммой – что важнее – декларировать и неукоснительно следовать канонам и заповедям, или просто помочь клиенту. Зачем клиенту знать, что с ним делает Homo Auxilium (человек помогающий), как это называется и, тем более, какие ограничения на работу накладывает? Знаю, что мне скажут ортодоксы (в лучшем смысле этого слова) от коучинга – у человека есть всё, что нужно для решения его задачи. Ну и, конечно, про ответственность коуча и клиента. Всё так.

Леонид Шугуров

Леонид Шугуров

Но есть реалии жизни, задачи клиента, его видение процесса, его время наконец (ресурс самый ценный и ограниченный, как мы все хорошо знаем). Степень осознанности, образованности, культуры, готовности человека-клиента очень разная. И кому-то просто нужно в правильный момент дать пару практичных и апробированных на собственном опыте схем или моделей, нежели надеяться или даже верить в то, что он к этому когда-нибудь придет самостоятельно.

Полностью согласен - самостоятельность в выводах и в принятии решений критически важна. От нее зависит произойдут ли с клиентом реальные, настоящие изменения в нужную ему сторону. Другой вопрос – как, каким способом, каким инструментом подвести клиента к кульминационной точке прорыва, озарения, осознания. Причем – в кратчайшие сроки. Это важно для клиента. А вот для коуча – не всегда (коммерческая целесообразность, помноженная на чистые помыслы).

Вот тут и находит моя коса на камень классики коучингового жанра. Поэтому в своей практике я стремлюсь к использованию ситуационного адаптивного подхода к выбору методов и инструментов. И не делаю культа из прелюдии – объяснения того, как называется то, чем мы, дружок, с тобой сейчас займемся. Вот я задаю человеку вопросы, следуя правилам и законам коучинга. В какой-то момент я вижу, что нужно рассказать и показать примеры из практики или жизни других людей, которые им помогли справиться и постичь. А вот тот самый момент, когда нужно просто войти в режим обучения и подарить клиенту, подходящий рабочий инструмент управления, мотивации, коммуникации и т.п., и подтолкнуть его к тест-драйву этого инструмента.

Подтолкнуть – ключевое слово. Важность и сложность в том, чтобы это подталкивание было незаметным, неявным, неагрессивным для клиента. Я нашел подходящий английский эквивалент такому действию – глагол Nudge (слегка подталкивать локтем). С тех пор свою работу и свой подход я называю наджингом. Это нравится не всем. По разным причинам. В том числе и из-за не очень благозвучной фонетики слова. Для меня же оно отражает очень точно то, что и как я делал раньше (будучи руководителем) и делаю сейчас, находясь в роли Homo Auxilium.

Важно и принципиально -  коучинг как философия развития человека (а не как инструментарий) остается сутью и ядром моего взгляда и моей практики помощи людям. Ибо главное – это помочь.

Леонид Шугуров, основатель и управляющий партнер консалтинговой компании Leonica Labs. Разработчик авторского подхода к индивидуальному развитию человека в личной и деловой сфере. Автор комплексных программ развития компетенций с использованием инновационных форм и технологий обучения и вовлечения сотрудников
E-mail: ls@leonicalabs.ru