У современных коучей, насколько я вижу, слишком много серьезности. Эта серьезность граничит с пафосом, который коуч проявляет по отношению как к самому себе, так и к своим клиентам а, иногда, и к коллегам по цеху.

Леонид Кроль

Леонид Кроль

Эта серьезность  может быть и некой формой самолюбования, самоутверждения коуча. Это все про то, что избыточный пафос коуча является некой попыткой коуча быть слишком серьезным и строгим.

Но, профессиональный коуч должен, на мой взгляд, относиться к себе с некоторой долей иронии, что позволяет снизить градус напряженности у клиента. Профессиональный коуч должен уметь над собой посмеиваться, иронизировать, видеть себя в режиме некоего комикса. Такая игра должна быть одной из компетенций коуча.

Знаете, когда человек хорошо катается на коньках, уверенно стоит на льду, он может позволить себе некоторую небрежность в движениях, в то время, как человек, только начинающий осваивать коньки, стремится делать все излишне серьезно и слишком сильно напряжен. То же самое и в коучинге.

Я считаю, что коучу неплохо было бы иметь некую внутреннюю «кнопочку», через которую будет «спускаться излишний воздух» пафоса и серьезности. Критерии тут простые – достаточно заметить насколько коуч способен улыбаться с клиентом, может ли коуч позволить себе рассказать что-то шуточное (в том числе и про себя), задать какой-то необычный вопрос и при этом не делать серьезного «умного» лица. Это можно назвать способами разрешенной себе «странности», то есть уже в этом есть некий витамин антипафоса.

Как только коуч начинает вести себя спокойно и расслабленно¸ с живым интересом задавая вопросы, проявляя интонирование, немножечко «валяя дурака», значительно снижается степень серьезности у клиента.  Клиент чувствует такое поведение и начинает раскрепощаться в работе с коучем.

Леонид Кроль
Коуч, тренер, бизнес-консультант, Профессор МП ВШЭ, Президент издательства «КЛАСС», Директор Института Групповой и Семейной Психотерапии, Основатель центра обучения персонала «Класс»

E-mail: [email protected]